Интересное:

Да здравствует эффект Даннинга-Крюгера!

Эффект Даннинга-Крюгера - один из моих любимых психологических парадоксов. Во-первых, он объясняет, откуда берутся все эти молодые и самоуверенные идиоты, а, во-вторых, подсказывает, как на них можно заработать настоящему маркетологу.

Полная формулировка эффекта звучит так: «Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».

Отправной точкой своих исследований Даннинг и Крюгер назвали знаменитые высказывания Чарльза Дарвина: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» и Бертрана Рассела: «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.»

Эффект Даннинга-Крюгера основывается на трёх важных особенностях тех, кто делает первые шаги в любом деле:

- новички склонны переоценивать собственные умения;

- новички не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;

- новички не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности.

Распространённый пример эффекта Даннинга-Крюгера в действии - девочки и мальчики с дорогими фотоаппаратами. Начинается это примерно так: не лишённая художественного вкуса особь делает несколько фотографий дедушкиной «мыльницей» или c помощью iPhone, размещает их на Facebook или в Instagram и тут же получает кучу лайков от друзей. Любому приятно осознавать, что у него что-то получается, да ещё так - легко, без особого напряжения. Может быть, это призвание?

Эйфория от первого успеха, от кажущейся легкости и ощущения собственного таланта - интересная штука. Большие дозы эндорфинов и допамина всегда делают людей существенно глупее, чем в нормальном состоянии, и вот как этим пользуются наиболее циничные из маркетологов:

- Прежде всего, они продают таким простачкам-новичкам, вообразившим себя профессионалами, «необходимые» атрибуты мастера. Чаще всего, это какие-то технические прибамбасы: дорогущая камера, объектив побольше, «профессиональный» штатив и, разумеется, специальная сумка для переноски всего этого барахла.

- Второй вариант - продавать новичкам возможность учить (или поучать) других. Как это ни парадоксально, но максимальное стремление поделиться своим опытом демонстрируют именно те, у кого этого опыта - с гулькин нос. Именно для них предназначены платформы для ведения блогов, шаринговые порталы, где они могут выставить свои нетленки на всеобщее обозрение.

- И, коконец, если новички и стремятся учиться, то чаще всего выбирают то, что обещает сверхбыстрый результат - книги и учебные курсы из серии «как стать профессиональным фотографом за 1 день», «10 простых рецептов мастерства» и так далее. Профессионалы знают, что учиться придется годами, но кого это волнует? Индустрии псевдо-обучения благодарная аудитория гарантирована всегда, чем многие шарлатаны успешно пользуются.

В общем, рецепт заработка на эффекте Даннинга-Крюгера прост - люди легко принимают решение о покупке в двух ситуациях: им очень страшно и они хотят избежать чего-то крайне неприятного или они воодушевлены и ожидают блестящих перспектив. Эффект Даннинга-Крюгера как раз и создает у потенциальных жертв неоправданное ожидание успеха, а заодно и снижает их критичность - идеальное сочетание для того, чтобы избавить простаков от излишков денег.

Да, это жестоко, всё равно, как отнимать конфетки у младенцев. Но кто сказал, что маркетинг для хлюпиков? Тем более, что это ещё не конец.

Гораздо позже, по мере накопления горького опыта, новички начнут понимать своё реальное место среди профессионалов и тогда их самооценка упадет ниже плинтуса. Кто-то уйдёт из профессии и лишь немногие продолжат совершенствоваться в выбранном направлении. Для новичков рано или поздно наступит момент, когда они превратятся в неплохих профессионалов, но будут иметь при этом сильно заниженную самооценку.

А ведь это золотая возможность для кадровых агентств и работодателей! Им выгодно эксплуатировать человека, который даёт неплохой результат, а взамен получает нищенскую зарплату, «возможность профессионального роста» и призрачную перспективу когда-нибудь начать зарабатывать приличные деньги. Выгоднее только торговля наркотиками.

Да, этот праздник не может длиться вечно и однажды профессионал узнает свою истинную цену и его самооценка станет адекватной. Но до тех пор - да здравствует эффект Даннинга-Крюгера!

по материалам zhartun.me