Интересное:

5 проблем команды

Сплоченная, эффективная  команда – это большое конкурентное преимущество. Многие руководители, которые достигли значительных успехов, смогли создать такое  преимущество. Но для этого им пришлось проработать 5 проблем команды:
1.    Отсутствие доверия
2.    Боязнь конфликтов
3.    Недостаточная преданность делу
4.    Уклонение от ответственности
5.    Невнимание к результатам
(Модель Патрика Ленсиони "5 дисфункций команды")

Решение проблемы № 1 «Как укрепить доверие»

Основная сложность укрепления доверия в команде – научиться проявлять открытость. Если члены команды доверяют друг другу, они учатся откровенно признавать свои неудачи, слабости, страхи. Это не значит, что «душа нараспашку», люди просто не боятся услышать о себе правду и могут спокойно открываться друг перед другом.

Естественно, все должно начинаться с руководителя. И именно он может способствовать укреплению доверия в своей команде.

Инструменты:

«Личные истории». Это упражнение программы саморазвития, выполнять его рекомендуется не в совершенно новых группах, а в уже работающих вместе какое – то время. Помните об экологичности и постепенности, чтобы не столкнуться с сопротивлением!

На корпоративном мероприятии попросите каждого члена команды рассказать 3 вещи: где человек рос, сколько детей было в семье и что было важной проблемой детства для него?

Когда люди рассказывают коллегам о своей личной жизни, они учатся говорить с ними и о других вещах. Вопросы для упражнения можно выбирать разные – о первой работе, о самом влиятельном руководителе и т.п.

«Профиль поведения». Предоставьте членам команды инструмент для понимания друг друга (например, «Матрица коучинга ©») и вы обучите их общему языку и взаимопониманию. Они смогут видеть сходства и различия, понимать сильные и слабые стороны, давать право на ошибку.

Во время  обучения дайте задание каждому  рассказать о примерах проявления своего поведения, которые могут быть особенно полезными. О качествах, которые олицетворяют слабость, о проблемах в поведении

Поддерживайте в действии этот инструмент и после окончания обучения.

Решение проблемы № 2 «Преодоление боязни конфликтов»

Говоря о конфликтах в команде, нужно иметь в виду продуктивные конфликты, которые усиливают эффективность, а не наоборот.

Точка приложения усилий руководителя – не допустить перехода на личности, а строить дискуссии на проблемах команды.

Инструменты:

«Конфликтный профиль». Данный инструмент является логическим продолжением «Профиля поведения». Это подробный анализ поведения каждого типа в конфликтной ситуации. Пусть каждый член команды расскажет о своем профиле коллегам. Эта информация поможет определить приемлемый для всех стиль конфликта.

«Совещания и конфликты». Скука на совещаниях – это наиболее частая проблема, которая приводит к снижению результатов из-за плохих решений и чувства потерянного времени. Но члены команды могут заинтересоваться происходящим, если происходит что-то значимое, например, конструктивный конфликт. Тогда все начинают горячо дискутировать и совещание становится результативным.

Научиться поддерживать конструктивный конфликт на совещании можно на фильмах. Примерный алгоритм: интерес к происходящему – беспокойство - понимание важности и последствий неправильно принятых решений – вовлечение в дискуссию – поддержание остроты конфликта – решение конфликта

Решение проблемы №3 «Развитие преданности делу»


Преданность делу – это не автоматическое единодушное согласие. Хорошие команды принимают несогласие и убеждают друг друга, ведут споры, участвуют в принятии решений даже тогда, когда кажется, что принять их невозможно. Достижение такого взаимодействия зависит от умения решать конфликты и от навыков лидера.

Инструменты:

«Прояснение решения». За 5 минут до окончания совещания руководитель спрашивает «Какое именно решение мы приняли» и записывает ответы всех членов команды. Если возникают возражения, обсуждение начинается снова, пока все не станет понятным.

«Вертикальные коммуникации».  В течении 24 часов после проведения совещания команда должна обязательно донести решение до своих подчиненных. Сделать это обязательно лично или по телефону. Зная это, даже самые пассивные члены команды будут участвовать в «Прояснении решения». Обязательно условие, если они не доведут решение до ведома подчиненных, они будут отвечать перед лидером.

«Тематические цели». Все члены команды должны знать, что составляет коллективный приоритет и чем каждый способствует его достижению. Привлеките команду к обсуждению общего дела, помогите создать «тематическую цель».

«Тематическая цель» - это общая, объединяющая цель команды, к которой все ее участники должны стремиться, выполняя свои рабочие обязанности. Через 3-6 месяцев устанавливайте новую цель.

Решение проблемы №4 «Принятие ответственности»

Ответственность в командной работе определяется как готовность членов команды напоминать друг другу о недостигнутых пока стандартах  производительности группы. Это призыв к ответу за поведение, а не за результат. Часто лидеры упускают такую ответственность, но невысокие результаты практически всегда вызваны проблемами в поведении.

Нежелание подводить коллег будет мотивировать в этом членов команды лучше, чем любое наказание. И поэтому такая ответственность не требует постоянного участия лидера.  Но он обязан выстраивать ее и вводить в культуру команды.

Инструменты:

«Эффективность команды». Во время обучения попросите всех записать ответы на вопросы «Какая наиболее важная характеристика поведения этого человека усиливает команду?», «Какая иногда ослабляет?». Зачитывать ответы нужно с качеств лидера и далее по остальным членам команды. При этом, во время чтения участник не отвечает на мнения, но может задавать уточняющие вопросы. Когда все закончат, у участника спрашивают общее мнение об услышанном. В итоге, члены команды польщены позитивными отзывами и удивлены тем, над какими простыми вещами нужно поработать для развития команды.

Данное упражнение нужно проводить и в дальнейшем, чтобы поддерживать достигнутый эффект.

«Совещания и ответственность». Члены команды должны знать, над чем работают их коллеги, это помогает повысить ответственность каждого за выполняемую работу. Достичь информированности можно за счет «пятиминуток» вначале совещаний. Каждый член команды в течение 30 секунд сообщает коллегам о трех приоритетных задачах недели. Если у кого-то есть обратная связь, выступающий получает ее оперативно. Для этого требуется доверие, готовность к конфликтам, преданность целям команды.

Кроме этого, команде нужно отслеживать продвижение к целям и обращать внимание на недостатки, прежде чем они превратятся в проблемы. Выделяйте недостатки с помощью таблицы результатов или, отслеживая ключевые цели в ходе совещания.

Решение проблемы №5 «Внимание к результатам»

Любую команду всегда будут оценивать по одному критерию – результату. Даже если команда решила предыдущие 4 проблемы, всегда есть риск упустить из виду результат. Почему людям сложно концентрироваться на нем? Из-за собственных интересов и самосохранения. Людям от природы свойственно заботиться, прежде всего, о себе, а не о других, даже если они члены семьи или команды.

Чтобы избежать этого, необходимо держать результаты в поле зрения людей. Используйте наглядную таблицу результатов и помните об отвлекающих факторах: эго, собственная карьера и деньги, свой отдел.

Инструменты:

«Таблица результатов». Каждая команда должна создать один, простой для понимания инструмент, позволяющий оценивать ее успех в любой момент времени.

Такая таблица будет разной для каждой команды, содержащей небольшой набор ключевых факторов. Это будут количественные показатели (прибыль, расходы, показатели обслуживания клиентов и т.п.), а также качественные оценки со стороны команды. При создании таблицы опирайтесь на 2 источника: текущие показатели работы и вспомогательные цели, из которых складывается тематическая цель команды.  


Наталия Романенко, по материалам книги П. Ленсиони "Как решить пять основных проблем команды"