Интересное:

Мама или директор, или как взрослеют наши дети

..Моему ребенку ничего не интересно…
..Весь день бы сидел за компьютером…
..Вот мы в его возрасте….
..Чем и как занять ребенка, если он ничего не хочет…

Как часто нам в голову приходят подобные мысли?

А ведь мы, родители, не всегда отдаем себе отчет в том, что такое поведение детей является платой за наше желание избавить ребенка от трудностей и дать ему все самое лучшее.

Конечно мы, пожившие уже на свете, гораздо лучше знаем о том, чем выгоднее заниматься, что будет иметь спрос, и в каком деле ребенок сможет реализовать себя наилучшим образом. Часто советы родителей действительно оказываются важным оплотом и ориентиром в жизни. Но нередко бывает так, что мы «включаем директора» и свет нашего родительского внимания падает именно на НАШ желанный образ будущего ребенка. И зачастую этот образ не совпадает с самим желанием ребенка.

В некоторых культурах есть специальные ритуалы, переход, после которого ребенок уже считается взрослым. Как правило, драматургия ритуала построена на определенном испытании, сложном задании, которое надо выполнить для перехода в другое качество. Это момент рождения взрослого человека. В определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с этого момента официально считается взрослым. Ребенок становится взрослым, когда способен постоять за себя, принимать решения, действовать как взрослый.

«Дайте возможность ребенку взять на себя ответственность за то, что с ним происходит, — написала известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто. — Пусть начнет самостоятельно решать проблемы, которые появляются, извлекать из них уроки. Ведь проблемы существуют для того, чтобы помочь ребенку вырасти, а не для того, чтобы его сокрушить»

Заменой инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто, некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным усилием, вызовом, выходом из зоны комфорта. Самому поставить цель, спланировать достижение этой цели, организоваться самому и организовать других людей, решать попутно возникающие затруднения, ошибаться, конфликтовать, мириться, приходить к согласию, совместно праздновать победу.

Не всегда стоит определять за ребенка, как ему взрослеть. На самом деле, он уже взрослый, просто мы не позволяем ему проявиться. Не даем инструментов для взросления. А отрочество — самое подходящее время для того, чтобы научить подростка нести за себя ответственность. Воспитать это качество в ребенке — все равно, что пройти по канату, ведь надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью.

В Киеве, на сегодняшний день, существует, как минимум один проект, созданный профессиональными психологами для помощи подросткам в процессе взросления и самоопределения. По крайней мере, это то, что я наблюдала лично и видела, как это «работает».

Речь идет о «Мастерской Успеха» snimaemkino.in.ua — авторской педагогической технологии, системе рационального и деятельностного воспитания, где дети учатся совместно работать, действовать, и выстраивать свою личную траекторию — ставить собственные цели и взаимодействовать с другими людьми.

«Мастерская Успеха» на сегодняшний день — не регулярная школа, к сожалению, а проектный лагерь, который проводится четыре раза в год на школьных каникулах. Но, с другой стороны, техника «глубокого погружения», как мы все знаем, дает наилучшие результаты. А формат выездного лагеря (ближайшая «Мастерская Успеха» проводится на одной из баз отдыха под Киевом) и позволяет нам достичь того самого «глубокого погружения».

«Основная ценность, которую вынес сын Илья, и, судя по отзывам, еще много детей стремление идти вперед, несмотря на препятствия. Вторая ценность навык коммуникации»,— Олег Кармазинский.

«Лагерь вдохнул в моего сына Ярослава новую энергию, он стал самостоятельным и, наконец, начал выражать эмоции, открыто говорить о предпочтениях», Ирина Козырева.

«Ваша Мастерская это один из прекрасных путей попробовать, пережить, выбрать. Счастливы те дети, которым помогают найти такую возможность. Огромный результат за 10 дней: наш сын сказал, что он знает сейчас, кем он хочет быть в профессии. До этого он лишь говорил: "Еще не знаю". До взрослости еще может и изменится желание, но начало и направление заложено. Это уже много», Марина Лукач

Большее и лучшее, что мы, родители, можем сделать для ребенка, - это помочь ему осознать свои интересы, свои мотивы, способности и таланты, ценности. И если нам нужна помощь, то она, к счастью, может быть предоставлена.

Лена Педай